Города Армении
Ереван, с одной стороны, не нуждается в представлении. С другой — есть ощущение, что для многих это город, в котором “приятно находиться, но нечего делать”. В Ереване вообще-то есть всё: много музеев, выставки, международные кинофестивали, перформансы, маленькие концерты.
Есть старый город, Конд, с обнажающейся чередой деревянных и каменных слоёв на стенах домов, с остатками древних мечетей, раскрашенными стенами, модными кинофестивалями, с которым соседствует аккуратный центр — Кентрон — и прилегающие к нему районы, откуда люди могут “спуститься” в город. Но можно прекрасно обойтись и без центра: районы Еревана почти сравнялись в безопасности и удобству.

Гюмри — второй в Армении город по размеру и численности населения. В Гюмри тихо и оживлённо одновременно: летом сюда съезжаются туристы — одна группа школьников сменяет другую в “кинематографическом дворе”, где снимался десяток легендарных фильмов “золотой эпохи”, а осенью, приятнейшем времени года для Гюмри, вы можете оказаться тут одни. Вечером улицы опустевают вовсе. Сюда приезжают погулять по старому, чёрному городу, поесть местного сырного хаша, подняться на крепость, купить сувениров: Гюмри знает о своей туристической привлекательности, используя в этом брендинге и местный диалект.
Гюмри — во многом активно развивающаяся “творческая столица”: кажется, что тут всё время что-нибудь происходит.
Гюмри — во многом активно развивающаяся “творческая столица”: кажется, что тут всё время что-нибудь происходит. Здание старого театра, пострадавшего во время землятресения, а потом и во время пожаров, было воскрешено школой креативных индустрий Tumo — теперь тут тоже учат программированию, рисованию, анимации, видеопроизводству. В Гюмри много и небольших художественных мастерских и разного стрит-арта, появляются культурные центры, инклюзивные кофейни, бары, хостелы. В Гюмри всё-таки побеждает жизнь.


Ванадзор (“А вот и Кировакан..”) — центр Лорийского марза, живописной, зелёной области Армении. Вот и Ванадзор — очень зелёный, “город-курорт”, окружённый горами. В советское время Ванадзор успел побывать крупным промышленным центром, сейчас же былые масштабы сильно сократились.
Зато в Ванадзоре развиваются цифровые технологии — здесь открыли Технопарк, поддерживающий стартапы и запускающий образовательные программы. В Ванадзоре много своих инициатив — здесь играют рок, открывают культурные центры, запускают социальное предпринимательство. Отсюда многие уезжают, но многие и переезжают в город, возвращаются — дышать чистым воздухом и реализовывать свои проекты.

Капан – город на юге Армении, процветающий засчёт медно-молибденовой руды. В своё время в Капане находился один из трёх органов в Армении — а орган совсем не случайный для Армении музыкальный инструмент, играющий важнейшую роль в музыкальной истории страны. Здесь и до сих пор стоит (и действует) непомерно большое для маленького города здание музыкального училища. В Капане, от одного конца которого до другого, от Гесса до давно заброшенного за ненадобностью вокзала, можно дойти за час, повстречав на ходу много интересной архитектуры — например, здание “переменных” — квартирных домов, вписанных в горный рельеф.
Провинция Сюник — особенный горный и зелёный марз. Промышленный облик района сохраняется благодаря Зангезурскому мясному комбинату, крупнейшему предприятию Армении. Но Капан продолжает мыслить себя и культурным центром: здесь есть филиал музея современного искусства, театр, паб, где мать хозяина растит гранатовое дерево, а по вечерам играют и поют местные музыканты, и где проходят встречи с музыкантами из диаспоры. В Капане когда-то был свой небольшой аэропорт. Он закрылся ещё в 90-е и был недавно снова отстроен, открыт — правда, самолёты не летают. Новая армяно-азербайджанская граница была расчерчена слишком быстро, что становится для города отдельным испытанием.

Post a comment